Биоархитектура: назад к гармонии с природой?

Новое направление в архитектуре, так называемая бионика, появилось не так давно. Считается, что своим появлением это направление обязано протесту против засилья рациональных и бездушных мотивов в строительстве.

Родоначальником биоархитектуры считается американский архитектор Луис Салливан, который еще в конце XIX века вывел философскую идею о том, что человек должен проживать и созидать только в тех зданиях, которые органично входят в окружающий ландшафт.

В наше время бионика нашла свое новое развитие в облике сооружений, противоположных по своему внешнему виду и функциональности зданиям, выстроенным в стиле хай-тек.

Исходя из/ предположить, что в данной архитектуре используются строительные материалы натурального происхождения. А контуры зданий, в отличие от хай-тековских прямоугольников, характеризуются мягкостью линий и орга/ружающую природную среду.

Очень часто сторонние наблюдатели замечают, что биоздания создают впечатление, что люди их не построили, а вырастили.

Среди всевозможных направлений в биоархитектуре можно выделить три четко определенных.

Первое – это использование в строительстве только сугубо природных материалов: камней, дерева, драпировки и отделки внутренних поверхностей натуральными тканями.

Ярким выразителем этого направления в биоархитектуре можно назвать известный японский павильон в Ганновере на всемирной выставке 2000. Немецкий архитектор Отто Фрай и японский Шигеру Бан создали конструкцию, состоящую из множества скрученных в трубочки бумажных листов. Крыша же была создана наподобие пчелиных сот.

Второе направление – полное подражание великому архитектору – природе. В этом направлении, кроме того, что используются натуральные материалы в строительстве, еще и создаваемые конструкции по внешнему виду напоминают животных, насекомых или растения. В качестве удачного примера стоит привести знаменитый дом-змею, созданный архитектором из Мексики Хавьером Сеносьяном.

И, наконец, третья группа – полное растворение или слияние здания в окружающем природном ландшафте. Наиболее часто применяемый при этом прием – это стены и крыша /астений. Например, местный культурный центр, созданный архитектором Эмилио Амбашем в японском городе Фукуоко, который представляет собой гигантскую лестницу, на каждой из ступенек которой размещается травяной газон.

Несмотря на то, что натуральные материалы постоянно растут в цене, био направление в архитектуре, в сочетании с альтернативными энергосберегающими технологиями, приобретают все большую популярность в обществе.