Закон Украины Об энергосбережении
Закон введен в действие со дня опубликования - 26 июля 1994 года (согласно Постановлению Верховной Рады Украины от 1 июля 1994 года № 75/94-ВР)
Данный Закон определяет правовые, экономические, социальные и экологические основы энергосбережения для всех предприятий, объединений и организаций, расположенных на территории Украины, а также для граждан.
В данном Законе употребляются такие понятия:
"энергосбережение" - деятельность (организационная, научная, практическая, информационная), которая направлена на рациональное использование и экономное расходование первичной и превращенной энергии и природных энергетических ресурсов в национальном хозяйстве и которая реализуется с использованием технических, экономических и правовых методов;
"энергосберегающая политика" - административно-правовая и финансово-экономическая регуляция процессов добычи, переработки, транспортировки, хранения, производства, распределения и использования топливно-энергетических ресурсов с целью их рационального использования и экономного расходования;
"топливно-энергетические ресурсы" - совокупность всех естественных и превращенных видов топлива и энергии, которые используются в национальном хозяйстве;
"рациональное использование топливно-энергетических ресурсов" - достижение максимальной эффективности использования топливно-энергетических ресурсов при существующем уровне развития техники и технологии и одновременном снижении техногенного влияния на окружающую естественную среду;
"экономия топливно-энергетических ресурсов" - относительное сокращение расходов топливно-энергетических ресурсов, что оказывается в снижении их удельных расходов на производство продукции, выполнения работ и предоставления услуг установленного качества;
"энергоэффективная продукция, технология, оборудование" - продукция или метод, средство ее производства, которые обеспечивают рациональное использование топливно-энергетических ресурсов в сравнении с другими вариантами использования или производства продукции одинакового потребительского уровня или с аналогичными технико-экономическими показателями;
"энергосберегающие (энергоэффективные) мероприятия" - мероприятия, направленные на внедрение и производство энергоэффективных продукции, технологий и оборудования;
"энергоэффективный проект" - проект, направленный на сокращение энергопотребления, а именно: реконструкция сетей и систем снабжения, регуляции и учет потребления воды, газа, тепловой и электрической энергии, модернизация ограждающих конструкций и технологий производственных процессов;
"энергетический аудит (энергетическое обследование)" - определение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и разрабатывания рекомендаций относительно ее улучшения;
"менеджмент по энергосбережению" - система управления, направленная на обеспечение рационального использования потребителями топливно-энергетических ресурсов;
"нормы удельных расходов топлива и энергии" - регламентированная величина удельных расходов топливно-энергетических ресурсов для данного производства, процесса, данной продукции, работы, услуги;
"прямые потери топливно-энергетических ресурсов" - потеря топливно-энергетических ресурсов вне технологических процессов (вид нерационального использования топливно-энергетических ресурсов);
"расточительное расходование топливно-энергетических ресурсов" - систематическое, без производственной надобности, непредопределенное требованиями технической безопасности недогрузки или использования на холостом ходе электродвигателей, электропечей и другого электро- и теплооборудования; систематическая потеря сжатого воздуха, воды и тепла, вызвана неисправностью арматуры, трубопроводов, теплоизоляции трубопроводов, печей и теплоиспользующего оборудования; несоблюдение требований нормативной и проектной документации относительно теплоизоляции сооружений и инженерных объектов, которое приводит к снижению теплового сопротивления ограждающих конструкций, окон, дверей в отапливаемый сезон (вид нерационального использования топливно-энергетических ресурсов);
"нерациональное (неэффективное) использование топливно-энергетических ресурсов" - прямые потери топливно-энергетических ресурсов, их расточительное расходование и использование топливно-энергетических ресурсов сверх показателей удельных расходов, определенных системой стандартов, а к введению в действие системы стандартов - нормами удельных расходов топлива и энергии;
"вторичные энергетические ресурсы" - энергетический потенциал продукции, отходов, побочных и промежуточных продуктов, который образуется в технологических агрегатах (установках, процессах) и не используется в самом агрегате, но может быть частично или полностью использованный для энергоснабжения других агрегатов (процессов);
"нетрадиционные и возобновляемые источники энергии" - источники, которые постоянно существуют или периодически появляются в окружающей естественной среде в виде потоков энергии Солнца, ветра, тепла Земли, энергии морей, океанов, рек, биомассы.
Раздел I.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Задачи законодательства об энергосбережении
Целью законодательства об энергосбережении является регуляция отношений между хозяйственными субъектами, а также между государством и юридическими и физическими лицами в сфере энергосбережения, связанной с добычей, переработкой, транспортировкой, хранением, выработкой и использованием топливно-энергетических ресурсов, обеспечения заинтересованности предприятий, организаций и граждан в энергосбережении, внедрении энергосберегающих технологий, разработке и производстве менее энергоемких машин и технологического оборудования, закрепления ответственности юридических и физических лиц в сфере энергосбережения.
Статья 2. Законодательство Украины об энергосбережении
Отношения в сфере энергосбережения на территории Украины регулируются данным Законом, другими актами законодательства Украины.
Статья 3. Основные принципы государственной политики энергосбережения
Основными принципами государственной политики в сфере энергосбережения является:
а) создание государством экономических и правовых условий заинтересованности в энергосбережении юридических и физических лиц;
б) осуществление государственной регуляции деятельности в сфере энергосбережения на основе применения экономических, нормативно технических мероприятий управления;
в) приоритетность требований энергосбережения при осуществлении хозяйственной, управленческой или другой деятельности, связанной с добычей, переработкой, транспортировкой, хранением, выработкой и использованием топливно-энергетических ресурсов;
г) научное обоснование стандартизации в сфере энергосбережения и нормирования использования топливно-энергетических ресурсов, необходимость соблюдения энергетических стандартов и нормативов при использовании топлива и энергии;
д) создание энергосберегающей структуры материального производства на основе комплексного решения вопросов экономии и энергосбережения с учетом экологических требований, широкого внедрения новейших энергосберегающих технологий;
е) обязательность государственной экспертизы из энергосбережения;
ё) популяризация экономических, экологических и социальных преимуществ энергосбережения, повышения общественного образовательного уровня в этой сфере;
ж) сочетание методов экономического стимулирования и финансовой ответственности с целью рационального использования и экономного расходования топливно-энергетических ресурсов;
з) установление платы за прямые потери и нерациональное использование топливно-энергетических ресурсов;
и) решение проблем энергосбережения в сочетании с реализацией энергетической программы Украины, а также на основе широкого межгосударственного сотрудничества;
і) стимулирование рационального использования топливно-энергетических ресурсов путем комбинированного производства электрической и тепловой энергии (когенерації);
ї) постепенный переход к массовому применению приборов учета и регуляции потребления топливно-энергетических ресурсов;
й) обязательность определения поставщиками и потребителями объема отпущенных топливно-энергетических ресурсов за показаниями приборов учету потребления топливно-энергетических ресурсов в случае их наличия;
к) внедрение системы энергетической маркировки электрооборудования бытового назначения.
Статья 4. Объекты правовой регуляции отношений в сфере энергосбережения
Объектами правовой регуляции законодательства об энергосбережении являются отношения в сфере функционирования энергетического хозяйства Украины, проектирования, создания и внедрения научных и конструкторских разработок, связанных с повышением эффективности использования топлива и энергии, информационного обеспечения народного хозяйства и населения из проблем энергосбережения, а также в сфере управления и контроля за использованием топливно-энергетических ресурсов.
Статья 5. Субъекты правовой регуляции отношений в сфере энергосбережения
Субъектами правовой регуляции отношений в сфере энергосбережения являются юридические и физические лица, в результате деятельности которых осуществляются:
проведение энергосберегающей политики и мероприятий по энергосбережению во всех отраслях народного хозяйства - промышленности, транспорте, строительстве, сельском хозяйстве и тому подобное, социальной сфере и быту, а также в сфере межгосударственного и международного сотрудничества;
добыча, переработка, транспортировка, производство, хранение и использование всех видов топлива, тепловой и электрической энергии, других ресурсов естественного или искусственного происхождения в части использования топливно-энергетических ресурсов;
проведение энергетического аудита;
производство и поставка энергетического и энергопотребляющего оборудования, машин, механизмов, конструкционных, строительных материалов и другой продукции, приборов учета, контроля и регуляции расходования энергоресурсов;
научно-исследовательские, проектно-конструкторские, экспертные, специализированные, монтажные, наладочные, ремонтные и другие виды работ и услуг, связанные с повышением эффективности использования и экономии топливно-энергетических ресурсов;
работы, связанные с развитием и использованием нетрадиционных возобновляемых источников энергии, вторичных энергетических ресурсов, процессов замещения дефицитных видов топлива;
определение приоритетных направлений экологически чистой энергетики и создания новых источников энергии и видов топлива;
информационное обеспечение народного хозяйства и население из проблем энергосбережения и использования новых источников энергии и видов топлива;
создание эффективных систем управления и средств контроля за энергосбережением.
Статья 6. Государственные целевые и другие программы энергосбережения
Для проведения эффективной целеустремленной деятельности государства относительно организации и координации действий в сфере энергосбережения разрабатываются и принимаются государственные целевые, региональные, местные и другие программы.
Порядок и условия разработки государственных целевых программ энергосбережения определяются Кабинетом Министров Украины.
Статья 7. Образование и воспитание в сфере энергосбережения
Воспитание расчетливого отношения к использованию топливно-энергетических ресурсов обеспечивается путем учебы и широкой популяризации и пропаганды экономических, экологических и социальных преимуществ энергосбережения.
Знание в сферах энергосбережения и экологии является обязательным для всех должностных лиц, деятельность которых связана с использованием топливно-энергетических ресурсов.
Учебные заведения включают в учебные программы соответствующие курсы по вопросам энергосбережения.
Статья 8. Научные исследования
Государство обеспечивает условия для проведения систематических комплексных исследований в сфере энергосбережения для разработки научных основ создания новейших энергосберегающих процессов и технологий.
Статья 9. Управление в сфере энергосбережения
Управление в сфере энергосбережения направлено на обеспечение потребностей народного хозяйства и населения Украины в топливе, тепловой и электрической энергии на основе рационального использования энергоресурсов, сокращения всех видов потерь топливно-энергетических ресурсов, осуществления функций государственной экспертизы из энергосбережения, контроля, прогнозирования, информирования и другой исполнительно-распорядительной деятельности.
Государственное управление в сфере энергосбережения осуществляет Кабинет Министров Украины и уполномоченный им орган.
Раздел II.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ
Статья 10. Цели и задачи экономического механизма
Целью внедрения экономического механизма энергосбережения в хозяйственную практику является интенсификация и расширение процессов энергосбережения в условиях становления и развития рыночных отношений в экономике.
Заданием экономического механизма энергосбережения является стимулирование рационального использования и экономии топливно-энергетических ресурсов, создания производства и широкого применения энергетически эффективных технологических процессов, оборудования и материалов.
Статья 11. Экономические мероприятия для обеспечения энергосбережения
Экономические мероприятия для обеспечения энергосбережения предусматривают:
а) комплексное применение экономических рычагов и стимулов для ориентации управленческой, научно-технической и хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций на рациональное использование и экономию топливно-энергетических ресурсов;
б) определение источников и направлений финансирования энергосбережения;
в) создание базы для реализации экономических мероприятий управления энергосбережением в виде системы государственных стандартов, которые содержат показатели удельных расходов топливно-энергетических ресурсов для основных энергоемких видов продукции и технологических процессов в всех отраслях народного хозяйства;
г) использование системы государственных стандартов в сфере энергосбережения при определении размеров предоставления экономических льгот и применения экономических санкций;
д) введение отчислений от стоимости фактически использованных предприятиями топливно-энергетических ресурсов;
е) введение платы за нерациональное использование топливно-энергетических ресурсов в виде надбавок к действующим ценам и тарифам в зависимости от перерасходов топливно-энергетических ресурсов относительно расходов, установленных стандартами;
є) применение экономических санкций за расточительное расходование топлива и энергии в результате бесхозяйственной или некомпетентной деятельности работающих;
ж) предоставление юридическим и физическим лицам субсидий, дотаций, налоговых, кредитных и других льгот для стимулирования разработок, внедрения патентных изобретений и использования энергосберегающих технологий, оборудования и материалов;
з) материальное стимулирование коллективов и отдельных рабочих за эффективное использование и экономию топливно-энергетических ресурсов, внедрения разработок, защищенных патентом.
Статья 12. Финансирование мероприятий по экономии и рациональному использованию топливно-энергетических ресурсов
Источниками финансирования мероприятий по эффективному использованию топливно-энергетических ресурсов является Государственный фонд энергосбережения, собственные и ссудные средства предприятий, учреждений и организаций, Государственный бюджет Украины, местные бюджеты, а также другие источники.
Статья 13. Государственный фонд энергосбережения
Для обеспечения финансирования мероприятий по эффективному использованию топливно-энергетических ресурсов образуется Государственный фонд энергосбережения.
Источниками формирования Государственного фонда энергосбережения является:
средства, полученные в виде штрафных санкций за нарушение законодательства по вопросам обеспечения эффективного использования энергетических ресурсов;
часть сборов за использование природных ресурсов, размер которых определяется Верховной Радой Украины по предоставлению Кабинета Министров Украины;
средства, полученные за выдачу Национальным агентством Украины по вопросам обеспечения эффективного использования энергетических ресурсов, документов разрешительного характера;
добровольные взносы предприятий, учреждений, организаций и граждан.
Порядок распределения средств, которые поступают в Государственный фонд энергосбережения, устанавливается Кабинетом Министров Украины.
Статья 14. Направления использования фондов энергосбережения
Средства фондов энергосбережения используются для финансирования мероприятий по рациональному использованию и экономии топливно-энергетических ресурсов, включая научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы в сфере энергосбережения, долевое участие в осуществлении программ структурной перестройки экономики, направленной на энергосбережение, разработку и внедрение энергосберегающих технологий и оборудования, предоставление кредитных льгот и субсидий для разработки и реализации энергосберегающих мероприятий и программ.
Средства фондов энергосбережения используются также для развития нетрадиционной энергетики производства альтернативных видов топлива проведение государственной энергетической экспертизы, организации подготовки и переподготовки кадров, разработки энергетических стандартов, норм и нормативов, участия в оснастке предприятий средствами учета, контроля и управления энергоиспользованием.
Статья 15. Взаимная экономическая ответственность поставщиков и потребителей топливно-энергетических ресурсов
Экономические мероприятия для обеспечения энергосбережения основываются на принципе взаимной экономической ответственности и предусматривают:
а) компенсационные выплаты и возмещения убытков потребителям топливно-энергетических ресурсов в случае невыполнения договорных условий топливо- и энергоснабжающими учреждениями;
б) возмещение убытков поставщикам топливно-энергетических ресурсов в случае невыполнения договорных условий потребителями;
в) обязанность поставщика энергии относительно обязательного принятия заявок потребителя на присоединение нагрузки и увеличение энергопотребления с правом поставщика устанавливать договорные цены на присоединяемую мощность и используемую энергию, что превышают его производственные возможности;
г) право потребителя энергии на получение компенсационных выплат от поставщика в случае принудительного ограничения фактически используемой потребителем мощности.
Статья 16. Стимулирование энергосбережения
Стимулирование энергосбережения осуществляется путем:
а) предоставление налоговых льгот предприятиям - производителям энергосберегающего оборудования, техники и материалов, средств измерения, контроля и управления расходами топливно-энергетических ресурсов, производителям оборудования для использования нетрадиционных и возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива;
б) предоставление налоговых льгот предприятиям, которые используют оборудование, которое работает на нетрадиционных и возобновляемых источниках энергии, альтернативных видах топлива;
в) приоритетного кредитования мероприятий по обеспечению рационального использования и экономии топливно-энергетических ресурсов.
Приоритетному кредитованию подлежат энергосберегающие мероприятия, которые внедряются согласно рекомендациям территориальных органов государственной энергетической инспекции, включая расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, изготовления опытных образцов и экспериментальных установок, внедрения в производство высокоэффективных технологических процессов, оборудования и материалов.
Приобретение по инициативе предприятий - потребителей топливно-энергетических ресурсов энергосберегающих технологий, оборудования, материалов, средств измерения, контроля и управления расходами топливно-энергетических ресурсов, а также инвестиции в создание энергосберегающих технологий, производство энергосберегающего оборудования, материалов, средств измерения, контроля и управления расходами топливно-энергетических ресурсов, в создание и внедрение технологий использования нетрадиционных источников энергии, производства альтернативных видов топлива в строительство энергосберегающих объектов кредитуются на льготных условиях при наличии соответствующего экспертного вывода органов управления энергосбережением. Размер снижения процентной ставки зависит от энергетической эффективности внедрения энергосберегающих мероприятий. Компенсация убытков кредитных учреждений от уменьшения ссудного процента проводится за счет средств фонда энергосбережения;
Порядок приоритетного кредитования мероприятий по обеспечению рационального использования и экономии топливно-энергетических ресурсов, использования нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, производства альтернативных видов топлива устанавливается Кабинетом Министров Украины.
г) установление повышенных норм амортизации энергосберегающих основных фондов.
Перечень видов энергосберегающего оборудования, к которым применяются повышенные нормы амортизации, устанавливается Кабинетом Министров Украины;
д) целевых государственных и других субсидий и безвозвратного ассигнования на выполнение поисковых научно-исследовательских работ в сфере энергосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, на производство и освоение новых видов энергосберегающей техники и технологии.
Порядок предоставления государственных субсидий и осуществления безвозвратного ассигнования устанавливается Кабинетом Министров Украины.
Размеры налоговых, кредитных и других льгот устанавливаются согласно законодательству Украины.
Статья 17. Экономические санкции за расточительное расходование топливно-энергетических ресурсов
Экономические санкции налагаются на юридические и физические лица за:
а) расточительное расходование и прямые потери топливно-энергетических ресурсов;
б) несвоевременное проведение экспертного обследования использования топливно-энергетических ресурсов, за их потребление сверх показателей удельных расходов, определенных системой стандартов, а к введению системы стандартов в действие - нормами удельных расходов энергоресурсов, а также за несоответствие показателей когенерационных установок квалификационным показателям;
в) невыполнение или несвоевременное выполнение предписаний органов государственного / относительно устранения фактов расточительного расходования топливно-энергетических ресурсов.
/За перерасходы топливно-энергетических ресурсов сверх установленных показателей норм удельных расходов субъекты ведения хозяйства платят сбор за перерасходы топливно-энергетических ресурсов (энергетический сбор) в размере 200 процентов стоимости перепотраченных ресурсов. К объему перерасходов топливно-энергетических ресурсов, на которые насчитывается энергетический сбор, не включается объем видов топлива и топливно-энергетических ресурсов, полученных субъектом ведения хозяйства из альтернативных источников энергии.